ЛЕВ БАКСТ - ТАНЕЦ ДУХА
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Бакста (Розенберг). И этому событию посвящена юбилейная ретроспективная выставка в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. Мне о выставке сказала подруга. И мне вспомнились студенческие годы, когда я впервые познакомилась с произведениями Льва Бакста. Знакомство состоялось через репродукции в книгах. Поразило и притягивало многообразие работ в разных направлениях. Портрет, костюмы к спектаклям, оформление сцены, рисунки тканей и другое. Всё отличалось от обычной формы изображения, какой-то плавностью в движении, удивительным сочетанием форм и цвета в рисунке. Для меня это было открытие. И вот сейчас такая выставка в Москве. Узнав о ней, у меня пошёл подготовительный процесс. Небольшими группами мы посещали святые места Москвы и Подмосковья. Места, связанные с именем Сергия Радонежского. В Черниговском ските Троице-Сергиевой Лавры нас вёл Серапис Бей. Произошло сотворчество с пространством и временем. Прошла определённая работа в Армянских храмах и Синагоге. Явление Мира в новых энергиях народу Армении и Израиля. Народу изгнаннику. Шло построение новой планетарной решётки. Вот такие энергии шли через нас. И вот я готова посетить выставку. Но одна. Всё время так звучит. Я иду на личное свидание. Иду во времена Серебряного века.
Накануне прочитала биографию художника, просмотрела ряд произведений по интернету. И я прочувствовала, что Лев Бакст – это был необыкновенный человек. Всегда в творческом порыве, потом спад, отдых. И опять взлёт. Удивительные произведения во многих областях художественного искусства. Для того времени он был человеком будущего. Человеком из пятого измерения. Вот слова из его биографии: «По сути, Бакст произвел революцию не в российском, и не в парижском театре, а в мировом театральном искусстве. Декорации, костюмы, сюжет, движение — перестали быть разрозненными частями целого, соединились и образовали то, чего не было никогда раньше».
Отстояв минут 15-20 перед входом в музей, я покупаю билет, поднимаюсь по парадной лестнице и застываю перед входом в выставочный зал. На стене напротив входа идут одни и те же кадры. Балерина в белом платье совершает повторяющиеся па, похожие на спираль. Шаг назад с поворотом вокруг себя против часовой стрелки, прыжок и полёт вперед. Я подхожу к экрану и не могу оторваться – шаг назад и прыжок – нулевая точка и полёт вперёд. И возникло ощущение, что с экрана постоянно слетают в пространство зала белые бабочки. Я стала искать место, где мне сесть и побыть в этом пространстве бабочек. У выхода из зала на стуле сидел ребёнок лет пяти. Когда я поравнялась с ним, он соскочил со стула, и я не растерялась, заняла это место. Позже я увидела, что это место охранника зала. Я очень долго сидела и наблюдала за полётом балерины и пребыванием в зал белых бабочек. И вдруг в какой-то момент с экрана в зал пошёл мощнейший поток энергий. Энергии восьмого измерения, так прозвучало. Этот поток приближался ко мне, и на уровне сердечного пространства я почувствовала сближение с этой энергией, с взаимным вхождением энергий друг в друга. Мы соединились в единый кокон фиолетового с голубыми, золотыми прожилками цвета. Дух Льва Бакста явился для меня таким образом. И он мне объяснил, что на этом стуле я могу сидеть столько, сколько захочу, пройти по выставке можно в любом направлении, как сердце меня поведёт. Я сижу и наблюдаю за танцем балерины. Танцует Тамара Карсавина – одна из трёх знаменитых балерин русского балета того времени (Анна Павлова и Ольга Спесивцева). Танец бесконечности, танец единого пространства. Белые бабочки разных размеров заполнили пространство выставочного зала. Они даже садились на плечи посетителей.
Над выставкой костюмов, что расположена в центре зала стал проявляться рубиновый Кристалл. Он стал быстро расти и в высоту и в ширину. Многогранник, постоянно меняющий свою форму. Даже звучание какой-то мелодии стало растекаться по залу. Кристалл, приносящий изменение сознания человечеству; внесение в сердечное пространство мир, спокойствие, понимание, что Творец всегда рядом. Ты и есть творец собственной жизни.
Я встала и подошла к именным костюмам из различных спектаклей. Повеяло теплом артистов, выступавших в этих костюмах на разных сценах мира. Потом, переходя от рисунка к картине, мы стали совместно – Лев Бакст и я - в едином коконе перемещаться по выставке. Занавес «Элизиум» приковал моё внимание. Элизиум в античной поэзии место блаженства, рай. Но меня поразило оформление занавеса. С двух сторон по краям расположены торы. Группы торов справа, слева, сверху, снизу. Между торами вертикальная полоса, как часть рисунка шахматной доски. Ты попадаешь в другой мир через эти торы, квадратики. И попадаешь в рай. Вот часть этого занавеса.
В рисунках художника поражает пластичность, иногда стремительное движение. И всегда чётко проявлено выражение лица. Эти костюмы создавались для определённого роли определённого исполнителя.
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ
Картина «Древний ужас» создана художником после неоднократного посещения Греции. На полотне Леона Бакста, невзирая на временные рамки, мирно сосуществуют и памятники культуры древней эгейской культуры, и произведения искусства Классической Греции. Центральным композиционным объектом стала статуя богини Афродиты, держащей в руке голубя. За ее спиной видна катастрофа, уносящая некую цивилизацию (быть может, Атлантиду?) в небытие. Может быть, художник хотел показать неотвратимость гибели старого уклада для обретения новых идеалов и целей? – из описания картины. Да, я тоже прочувствовала на картине разрушение, уход старого мира. И перед нами Мать Мира с голубым голубем, вносящая в мир Земли новые энергии Преобразования. И луч Света – молния Творца активно принимает участие в этом созидательном процессе.
Картина «Пробуждение» создана по мотивам сказки о Спящей красавице, принцессе. Поцелуй принца пробудил её к новой жизни.
Когда мы подошли к этой картине, я ощутила своё присутствие в ней. Она была объёмна. В ней текла новая жизнь. Корона над балдахином несла энергии Вознесения. Идёт посвящение в новую прекрасную жизнь. Ковёр перед кроватью – птица Феникс – Возрождение в новых энергиях. Вознесение. Идёт соединение с мирами, Галактиками, Вселенными.
И дальше по балконным просторам выставки. Множество рисунков, картин. Платья, костюмы, сотворённые по эскизам Льва Бакста из коллекции Александра Васильева.
Много рисунков тканей к костюмам для спектаклей, и не только. На многих тканях птицы. Разные. Птицы спокойствия, радости, сотворчества. Много символики. Встречаются солярные символы славян. Спирали, переходящие при движении из право на левовращение и наоборот. Постоянное ощущение, что проходишь через нулевые точки. Постоянно идёт работа с пространством и временем. Ты внутри каждого произведения Льва Бакста, и сотворчество идёт. Это осознаёт сердечное пространство и понимание, что происходит какое-то действо на благо всех. Перехожу от рисунка, картины, а спектакль новой жизни распространяется по залам музея, дарится всем посетителям. Новая жизнь на планете Земля начинается.
Это тоже рисунок для ткани.
На следующее утро произошло общение с Духом Льва Бакста. «Ты первая, которая вошла со мной в контакт через сердечное пространство, не призывая меня словами человеческими. (И это правда. Я всегда здороваюсь и приветствую, когда вхожу в общение с миром невидимым. А тут не успела. Танец балерины призвал меня и я растворилась в нём.) Твоя душа рвалась к этой встрече, готовилась. Я тоже готовился к этой встрече, ибо мне хотелось тебе показать мою сердцевину творческую и больную, желающую большой, другой любви. Любви Творца. Её я находил только во время соединения с Ним, творя то, что люди называют живописью в разных ипостасях этого вида искусства. Мне нравилось делать всё, только не сидеть, сложа руки и заниматься ненужными разглагольствованиями ни о чём. А ведь можно договориться быстро через сердечное пространство. Но до этого человеку надо пройти путь познания себя как части творческой линии Отца. Родная, я знал, что ты придёшь в этот зал осветить его новыми энергиями, как вы говорите энергии Вознесения. Это энергии вечности. Бескрайней Вечности Творца. Они открываются вам, людям XXI века. Родная, неси это взаимодействие энергий нового века и энергий моего творчества, ибо они едины и несут новь миру Земному.»
Я знаю, что многие из нас переходят на общение через сердечное пространство. Обучаемся, осваиваем. Я ощутила это, став единым энергетическим коконом с Духом Льва Бакста. Минимум мыслей, и движение и сотворчество в единстве. И двигались мы в пространстве Дома. Даже оформление выставочного зала – стены густого фиолетового цвета и белые колоны – говорило, что это просторы родного Космического Дома.
И свой рассказ я заканчиваю словами танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского. Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить - вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга. Вацлав Нижинский
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ!
С любовью и нежностью, Татьяна Пархаева
14 августа 2016 года